Детский сад №1, село Аликово

Картотека экологических игр с использованием ТРИЗ-РТВ технологии

Игра«Экологические цепочки»

Детямпредлагаются карточки, на которых изображено что-то одно: животное, растение,человек, неживая природа.

1вариант:Ребёнок, произвольноили целенаправленно, выбрав две-три карточки, может подумать и рассказать,  как в жизни взаимосвязаны выбранные объекты.

2вариант:Выбрав карточки,ребёнок (или несколько детей) рассказать фантастический вариант взаимосвязивыбранных объектов. Вариант может быть по определению положительный илиотрицательный.

Вариантдля младших или средних групп:

Ребёноквытаскивает карточку,  на которойизображено растение или животное, называет, кем оно было раньше, как называлось, когда родилось, росло. Какусложнение можно назвать, кем или чем может быть в старости ( генетическийсистемный подход).

Например:

Тучи – дождь – лужи.

Семечко – росток – подсолнух.

Семена – бутоны – цветы – букет.

Или:  Яблоня была семечком,  сухая ветка– зелёной веткой,  пень – деревом, болото– озером, бабочка – гусеницей, цыплёнок – яйцом и т.д. .

 

Игра «Природные связи»»

1вариант:  Предложить детям представить себе, что на Земле исчезли…

Далее играпроводится по методу ступенчатого эвроритма.

Приёмы: «Нужный – ненужный» - вынесения. Детивыбирают карточку с изображением растений, разных видов животных. Называявыбранное, объясняют своё мнение, нужное это растение (животное) или нет.

Например:комар – не нужен.    

Рассказывают,что будет с окружающей природой, если их не станет. Второй ребёнок начинаетдоказывать обратное, называя всё хорошее, почему комаров нельзя уничтожатьсовсем.

Обратныйвариант, если дети доказывают «нужность» этого растения (животного), но тогда он может распространитьсявезде  и в большом количестве.Рассуждают, что произойдёт в этом случае.

                                                    Игра «Что с чем связано»

Цель:  Учить  детей находить связи между предметами, дажеесли они связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что всёвзаимосвязано.

Например: 

Дерево – вода. ( Без воды дерево жить не может).

Стол – ваза – вода. (Вазу с цветами ставят на стол,иногда пустую, как украшение).

Рыбка–рука. ( Рыбку ловят сетью, а сеть забрасываютруками. Рыбу в аквариуме кормят рукой. Чистят рыбу руками).

Игра «Где – кто, в чём – что»

Цель: Развивать у детей логическое понятийное мышление. Учить сопоставлятьвыполненную работу с образцом, словесно аргументируя выполненное задание,доказывая верность данного сочетания.

При фантастическом варианте игры,рассмотреть полученные варианты и дальнейшую жизнь полученной системы.

Ход игры:

Воспитатель(или ребёнок) располагает перед детьми парные карточки, принцип связи которыхдети должны сопоставить с одним из образцов, лежащих на отдельном столе.

Например: воспитатель показывает образец: грядка – огород. Детиподбирают карточки: дерево – сад, малина – ягода, капля – дождь и т.д.

В конце можно предложить детямсоставить по карточкам коллективный рассказ.

Игра«Экологические матрёшки»

Обсудить сдетьми, нарисовать, выложить схемами или картинками, игрушками с последующимсоставлением рассказов, сказок…

Первыйвариант: что (кто)где живёт, где прячется.

 

 

Второйвариант: что в чём(ком) бывает: яйцо в курице, белка в дупле, лягушка в пруду.

Третийвариант:  Кто что (кого) ест: лягушка комара, медведьягоду, рыбу…

 

 

Игра «Дома: ( экосистемы)»

Предложитьназвать любые природные дома, которые есть на земле, сказать,  кто и почему в них живёт. Можно описать этидома с точки зрения самого жителя (эмпатия), можно рассмотреть с двух точекзрения («хорошо – плохо» ли там жить).

Рассмотретьс детьми почти фантастический вариант, как будет жить то или иное животное,если оно в силу каких -  либообстоятельств попадёт в другое жилище и будет вынуждено там жить.

Например:  Кот, попавший в лес…

Лягушка в пустыне…

Верблюд на Севере…

Белка, поселившаяся в скворечнике…

Рысь, медведь в квартире…

Самыйтрудный вариант – предложить улучшить привычные для животных дома, придуматьфантастический вариант и реальный, используя ресурсы окружающей среды.

 

Игра «Да– нетка»

Цель: воспитать в детях такие качества, как умение вычленить в объекте главное,отбросив второстепенное, не присущее именно этой системе, или меняющееся,умение чётко ставить конкретные  вопросыи так же чётко на них отвечать.

Правилаигры:

Ведущий,  загадывает какой – либо природный объект,природную систему. Но  вслух не называетеё. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, какой именно объект загадалведущий. Возможны ответы на вопросы только «да и нет».

Например:загадана «кошка».

-Это растение? – Нет! Это животное? – Да!

-Это домашнее животное? – Да!

-У него четыре лапы? – Да!

-Оно даёт молоко? – Нет!

-Оно живёт в сарае? – нет!

-Оно живёт в доме? – Да!

-Оно охотится? – И да и нет!

-Оно ест мышей? – Да!

-Это кошка?- Да!

 

 

Игра «Смешной рассказ»

Прочитавдетям одно из смешных, «нелепых» высказываний детей, предложить продолжить егорассказ или придумать, сто было раньше, почему теперь так.

Например:  Цыплёнок вылупился изяйца, а как он в яйцо забрался…

Шнурки на туфлях развязываются, значит,  они живые… Кто их родители?

Осенью исчезли мухи, значит,  на юг улетели…

Если петух носом клюёт, то чем же он нюхает…?

 

Игра «Наоборот»

Цель: закрепить знания последовательности происходящих природных явлений.

Воспитательназывает обратную последовательность природных явлений.

Например: Стало вокруг мокро, сыро и пошёл дождь. Солнцеспряталось, и появились тучи. Появилась на небе радуга, и засияло солнышко.

Или: горячий – холодный, большой – маленький, чёрный – белыйи т.д.

 

 

Игра«Полезное действие – вредное последствие»

В этой игре надо попробоватьопределить, имеют ли какие – то вредные последствия для природы те действия,процессы, которые мы обычно считаем нужными, полезными, приятными.

Например:

Полезное действие – поливать растение, вредноепоследствие – если это кактус – он погибнет.

И наоборот: Вредное действие – полезное последствие.

Например:

Выдернул мелкую морковь на грядке – остальная морковьвырастет крупной, большой.

 

 

Игра «Самый наблюдательный»

Цель: Проверитьсвою наблюдательность. Развивать память, внимание.

Ход:

Воспитательпредлагает детям найти в группе не менее 10 предметов, относящейся к однойнадсистеме.

Например: Предметы, названия которых начинается на одну и ту же букву. Все предметы круглойформы и т.д.

 

Игра «Что произойдёт»

Цель: Развиватьсловесно – логическое мышление. Учить, правильно формулировать причины ивыводить следствие. Развивать воображение.

Ход: Дети делятся на две команды. Одназадаёт вопросы, другая на них отвечает. Воспитатель помогает в случае затруднения.

Например: Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?Что произойдёт, если животные станут говорить человеческим голосом? И т.д.

 

 

Игра «Безчего не бывает»

Детям даютсяряд картинок и карточка – которая их объединяет.  Предлагается выбрать наиболее существенныедва объекта, без чего не бывает того, что изображено на большой обобщающейкартинке.

Например:

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) – ответ:растение, земля.

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) – ответ:дерево, кустарник.

 

Игра«Угадай и назови»

Детямпредлагается найти объект, о котором можно сказать:

 

Бурый, косолапый,неуклюжий.

 

 

Продолговатый, зелёный,твёрдый, съедобный.

 

 

 

 Жёлтый, продолговатый, кислый.

 

 

 

Холодный, белый,пушистый. 

 

                      

 

Игра « Назови общие признаки»

Цель:  Учить детей, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенныепризнаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой парыпонятий.

Например:

  - яблока и арбуза,

 - ели и  берёзы,

 - кошки и собаки,

 -ромашки и гвоздики.

 

Игра  « Раньше –позже»

Цель: Знакомить детей с такимивременными категориями, понятиями, как раньше и позже. Дать детям понятие оросте и старении растений.

Ход:

Детям предлагается серия карточек (3 – 4), на которыхизображено какое – либо растение (предмет), в разные периоды своего роста и развития. Нужно разложить ихв такой последовательности: сначала  то,что было раньше, потом  то, что былопозже и чем закончилось. Дети раскладывают картинки в определённойпоследовательности, отражающий рост растений.

 

Вариант игры: Находить по образцу аналогии, что именно необходимоподобрать в пару: сначала – потом или потом – сначала.

Например:

Свинья – поросёнок;  курица -? (цыплёнок, яйцо).

Птенец – птица,жеребёнок - ? (лошадь, молодой жеребец).

Собака – щенок,  кошка - ? (Мурка, котёнок).

Ткань – платье,   мясо - ? (суп, корова).

 

17 сентября 2017 в 15:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.